ВЫШЕЛ СМ № 32 
Журнал о масштабных
моделях, макетах и диорамах
НОВОСТИ | СМ-АРХИВ | СТАТЬИ | НА СТАПЕЛЕ | ГАЛЕРЕИ | КУПИТЬ ЖУРНАЛ | ДНЕВНИК РЕДАКЦИИ
 

Стендмастер № 28 вышел на рубеже 2006-2007 годов после долгого перерыва. Журнал стал немного современнее – сразу четыре полосы отданы под новости, не считая традиционных обзоров литературы и сайтов.

 

 

 

 

Суперлегенда в мегамасштабе
Trumpeter, 1:16
Лейон Шут (Liejon Shoot)
Голландия
Фото автора

СМ выражает благодарность владельцу сайта www.tanxheaven.com господину Кеесу Ван дер Польсу (Kees van der Pols)
456 фото модели господина Шута доступны на www.tanxheaven.com в разделе Model Gallery

С появлением немецких танков Pz.Kfw V “Пантера” и Pz.Kfw VI “Тигр”, орудие советских танков Т-34/76 показало свою неспособность пробивать лобовую броню этих танков с дальних дистанций. Новая башня для Т-34 была спроектирована под 85-мм орудие, которое должно было увеличить огневую мощь танка. Т-34 был создан с использованием ряда инноваций, которые в ходу и сегодня, к примеру, подвеска Кристи и наклонная броня. Эти решения использовались во многих странах долгое время после окончания войны, а Т-34 многими признается лучшим танком Второй Мировой войны.

Модель, описанная в этой статье, это Т-34/85 фирмы Trumpeter, № 183. Модель выпускается с полным интерьером, подвижной подвеской, резиновыми бандажами, набором фототравленных деталей и медным проводом для буксировочных тросов. Я просто не смог собрать эту замечательную модель без супердеталировки, набор создан для этого. Но до того как я мог начать, мне нужны были источники, их долгий поиск начался и был закончен только вместе с окончанием сборки модели. Проблемой большинства источников, фотографий и особенно источников по интерьеру было то, что на них представлены машины послевоенной сборки. Пришлось отфильтровывать фото военных экземпляров. Основная проблема состояла в выборе правильных цветов интерьера и двигателя. Честно говоря, я не совсем уверен, что все получилось правильно для танка 1945 года. Единственная проблема, с которой я встретился во время сборки – так это длина гусеничной цепи. Количество траков, данное в инструкции, неверно: гусеничная цепь получается очень слабой. Исправьте ошибку, убрав по два трака с каждой стороны. Жаль, но Trumpeter не сделал крышу башни и надмоторную плиту отдельными деталями. Можно посетовать и на то, что задняя часть интерьера башни могла бы быть правильнее в местах стыка брони. Несмотря на большие усилия, которые пришлось приложить в постройке модели, особенно в деталировке, важнейшее место заняла окраска. Все работы выполнялись аэрографом, мелкие детали – тонкой кистью, только экстерьер потребовал смывки очень жидкой светло-коричневой краской, нанесенной аэрографом. Погодные эффекты были нанесены, большой мягкой кистью с пастельной пудрой. Кроме того, пудра, смешанная с разведенной краской или уайт-спиритом, создает замечательные эффекты ржавчины или грязи. Просто пробуйте и находите.


В общем, это приятная в сборке модель и без той деталировки, на которую пошел я. К тому времени, как я закончил модель, появился набор фототравленных деталей Part. И если вы хотите сделать деталировку, этот набор сэкономит вам много времени…

Источники в Интернет:
tanxheaven.com, thetankmaster.com, kmk-scaleworld.be, gjames.com.au, battlefield.ru

Книги: T-34 Panzer Dr. Matthew Hughes & Dr. Chris Mann
T-34 Bloody Peacemaker Model Fan Encyclopaedia No 7 vol.III
T-34-85 Model Detail Photo Monograph No.23 Rossagraph
T-34 in Action Squadron/Signal Publications Armor No.20
Soviet Tanks in Action 1941-1945 Concord Publications 7011
Купить журнал с этой статьей>>


Особенности применения цифровых технологий

Игорь Роговой
Новосибирск
Фото автора

За последние несколько лет цифровые фотоаппараты получили настолько широкое и повсеместное распространение, что как-то сами собой утихли долгие споры о преимуществах “цифры” перед “плёнкой” и наоборот. Естественно, эта “цифровая революция” не могла не коснуться и моделистов, которые снимали, снимают и будут снимать свои любимые детища. Попробуем разобраться, какие преимущества сулит использование цифровых фотокамер для съемки моделей, каких “подводных камней” следует ожидать, как выбрать подходящую модель камеры и как с максимальной пользой её использовать.

Главные преимущества цифры очевидны.

Прежде всего, это высочайшая оперативность. Кадр можно посмотреть через секунды после того, как он снят и уже примерно понять, получился он или нет, а, перенеся в компьютер, что тоже занимает совсем немного времени, можно проконтролировать качество более детально и тут же переснять, если что-то вышло не так, как хотелось. Второй важный плюс – независимость от других людей. Плёнку надо нести в сервис, чтобы проявить и напечатать. В 99,9 процентах случаев это будет массовый сервис, который, увы, нацелен более на зарабатывание денег, чем на обеспечение качества. Кроме того, результат там не отличается повторяемостью: плотность и цвет отпечатка сильно зависят от настроек машины, от качества материалов, от опыта, предпочтений и даже настроения оператора.

Цифровые копии по сравнению с плёнкой и отпечатками отличаются также великолепной сохранностью – файл с изображением можно хранить практически вечно и копировать сколько угодно без потери качества. Пленка, даже при грамотном хранении, со временем собирает на себя пыль и царапины, сделать “чистый” отпечаток с негатива возрастом пять лет очень и очень затруднительно.

Здесь же надо упомянуть и о значительной экономии – пользуясь цифровой камерой, мы избавлены от необходимости покупать плёнку, проявлять её и, если достаточно фотоальбома на компьютере, печатать снимки.

А где же минусы? Конечно же, они есть…
Купить журнал с этой статьей>>

Реактивный клинок
Fujimi, 1:72
Евгений Бобков
Новосибирск
Фото В. Бобылева, И. Злобина

Истребитель Fj-1 Fury, спроектированный фирмой по заказу US NAVY имел прямое крыло, горизонтальное и вертикальное оперение, что вкупе с двигателем J-35 не позволило получить существенного улучшения ЛТХ по сравнению с поршневыми самолётами, имел сходные показатели. Решить проблему кардинально помогла установка стреловидного крыла, спроектированного с учётом немецких наработок в области аэродинамики стреловидных крыльев, а также стреловидного хвостового оперения.

По сравнению с предшественником обновлённый ХР-86 получил более тонкий удлинённый фюзеляж, крыло со стреловидностью 35˚, что сразу позволило увеличить скорость на 120 км/ч.

В ходе серийного производства на самолёт установили более мощный двигатель J-47, что ещё более повысило ЛТХ, от модификации к модификации F-86 получал и другие, более или менее серьёзные усовершенствования, но классический облик реактивного истребителя 1-го поколения, ставшего эталоном в мировом авиастроении на ближайшие несколько лет, уже сложился. Самой массовой модификацией “Сейбра” в роли “чистого” истребителя стал вариант F-86F. Самолёт получил цельноповоротный стабилизатор и более мощный двигатель J-47-GE-27 – скороподъёмность предыдущих вариантов F-86 уступала в Корее основному противнику – МИГ-15. Подвергалось изменениям и крыло самолёта, но об этом мы поговорим попозже.

Давно являясь приверженцем первой реактивной авиации не иметь в своей коллекции этот аппарат я просто не мог. Нравится мне эта эпоха, поражающая разнообразием форм и причудливостью конструкторской мысли – от элегантных американцев до изысканных французов; от причудливых англичан до функциональной простоты отечественных конструкций. Самой лучшей моделью в масштабе 1:72, на мой взгляд, является набор фирмы Fujimi…

Библиография:

  1. F-86SABRE WALK AROUND NUMBER 21, SQUADRON/SIGNAL Publications, Copyright 2000 г.
  2. Авиафан №1, Винница, 1995 г.
  3. F-86 Sabre Mig Killer, Ace Publication, Wroclaw 1995
  4. “Jet Warbirds” M. O’Leary, Motorbooks International 1990
  5. Gunfighters, M. O’Leary. Osprey publishing LTD, 1986
  6. Scale Aircraft Modelling Vol.16 issue 3.
  7. F-86 Sable in action, SQUADRON/SIGNAL Publications, Copyright 1992 г.

Купить журнал с этой статьей>>

Гражданин Х
Military Wheels, 1:72
Дмитрий Пурис
Новосибирск

Среди серо-зеленых рядов танчиков, самолетиков, пушечек и солдатиков на полке выделяется красно-белое чудо совершенно гражданской наружности. Трамвай, господа-товарищи, есть порождение электрификации, воплощающее в себе важнейшее достижение советской власти, поставленное на службу прогрессивному обществу. Его лягающее и тренькающее движение мимо школ, заводов и магазинов символизирует нерушимую веру советских граждан в светлое будущее. В отличие от многотонных стальных чудовищ, своими когтями стерегущих рубежи советской родины, его звяканье и дзиньканье отражает быт наших людей в далеком 1925 году.
Прицепной вагон трамвайного поезда, получивший индекс «М», мы рассматривать не будем, а устремим взор на мотовагон «Х», вернее его копию, которую изготавливает фирма Military Wheels.
Собрать достаточно информации о прототипе не представлялось возможным, и главными источниками были трамвайные интернет-сайты. Из них можно узнать, что производство вагонов было начато в 1928 году на Мытищинском машиностроительном заводе, а в 1937 году перенесено в Усть-Катавск, где они выпускались до июня 1941 года. Вполне возможно, что именно они открывали трамвайное движение в Старгороде Ильфа и Петрова. Версию о том, что в Богородске (Ногинске) трамвайное движение открыли в 1924 году, а сам роман «Двенадцать стульев» был написан в 1927 году, мы сочтем несущественной и пораженческой…

Купить журнал с этой статьей>>


Страшнее кошки зверя нет!

Это высказывание, вынесенное в заголовок, - одно из самых любимых в лексиконе Елизаветы Михайловны Кошкиной – дочери главного конструктора танка Т-34 Михаила Кошкина. Она живет в Новосибирске, но моделисты из Клуба Историко-технического стендового моделизма «1:72» познакомились с ней сравнительно недавно. Вообще-то нас пригласили посмотреть модель танка Т-34, которую подарили семье Кошкина еще в 1944 году в Нижнем Тагиле (так говорит Елизавета Михайловна).
«Модель» представляла собой отлитый из бакелита тяжеленный танк, с точеным металлическим стволом. В его башню, как нам сказала дочь конструктора, они, когда были еще маленькими, прятали от мамы папиросы. А уже внуки Михаила Кошкина катались на этой модели верхом, отчего у танка пропали гусеницы и пара катков.
Однако нынешнее состояние семейной реликвии Елизавета Михайловна решила сохранить, подарив нам взамен интереснейший рассказ о своей жизни и о своем отце. Там было много интересных подробностей, начиная с того, что ее мать находилась в Смольном, и была одной из последних, кто видел Сергея Кирова живым, и заканчивая событиями последних лет, когда на праздновании 60-летия Победы она случайно встретилась на Красной площади с сыном авиаконструктора Яковлева. Все это и многое другое стоило бы подробнее описать в историческом, а не в модельном журнале.
Прикладная составляющая нашего визита продолжилась, когда мы, сидя за кружкой напитка, чрезмерное употребление которого вредит здоровью, решили подарить семье великого конструктора модель ранней модификации танка, к которой Кошкин имел непосредственное отношение.
Сказано – сделано. 29 апреля 2006 года автор целой плеяды Т-34 Андрей Люля со свитой из моделистов Клуба ИТСМ «1:72» появился на пороге квартиры Кошкиных, судорожно сжимая в руках коробку с небольшой диорамой под колпаком из оргстекла. Под колпаком на дороге с чуть-чуть заросшими кюветами стояла модель танка Т-34/76 обр. 1940 года с пушкой Л-11 (Dragon, № 6092).

Купить журнал с этой статьей>>


Поликарпов И-153 “Чайка”
Smer, 1:72
Стефано Форести (Stefano Foresti)
Италия

Несмотря на эволюцию, на практике в 1939 году конструкторское бюро Поликарпова спроектировало и испытало в полевых условиях И-153, последний, берущий начало от И-15 – одного из главных героев Гражданской войны в Испании. Поликарпов И-153 в целом имел со своим предшественником очень похожие характеристики: верхнее крыло типа “Чайка”. Отличия были в моторе – М62 большей мощности, вооружение, состоящее из четырех пулеметов, синхронизированных с лопастями винта и убирающиеся вручную шасси.

 

В начале операции “Барбаросса” советская авиация имела большое количество самолетов этого типа, эксплуатировавшихся на передовой и подвергавшихся в первые дни войны настоящему массовому истреблению со стороны Люфтваффе. Несмотря на то, что они были быстрыми и маневренными, конечно, они не могли соперничать с немецкими Me Bf109, поэтому постоянно использовались в качестве штурмовиков и легких бомбардировщиков, сражаясь с наземными вражескими войсками…

 

Купить журнал с этой статьей>>

Давид и Голиаф
Trumpeter, 1:35
Алексей Сергеев
г. Киров
Фото автора

«Мы увидели его издалека. Сначала казалось, что впереди высится желтоватая каменная глыба, невесть откуда появившаяся на этой плоской безжизненной равнине. Но сквозь жаркое марево и клубы пыли скоро проступили контуры огромного танка. Словно поверженный воин, покинутый своими товарищами он медленно коченел под сухой шепот ветра, а с небес на него равнодушно взирало безжалостное солнце пустыни».
Примерно так мог описывать свою первую встречу с брошенной египетской бронетехникой один из участников стремительного броска израильской армии через пески Синая. Мрачные чувства солдат, атмосферу первых дней июня 1967 года я попытался передать, создавая диораму, посвященную трагическим событиям Шестидневной войны. Центральным элементом композиции решил сделать тяжелый танк ИС-3М. Эти машины в небольшом количестве поступившие на вооружение египетской армии из Советского Союза стали самыми высокозащищенными из всех участвовавших в событиях бронеобъектов.

Доводка модели

Описания постройки модели производства фирмы Trumpheter или ее прямого прародителя – ИС-3 от Tamiya были опубликованы почти во всех отечественных модельных журналах: «Стендмастере», «М-Хобби», «Масштабных моделях», а также в Интернете (http://modelism.airforce.ru/workshop/is-3m/index.htm). Благодаря авторам этих статей С. Мажаеву, А. Николаеву, З. Стемпневскому (да будут дни их долгими, а ночи приятными!) мне удалось изрядно сэкономить время, и вместо поиска неточностей трумпетеровской копии сосредоточиться на творческих моментах воссоздания облика поврежденной боевой машины…

Глубоко признателен моему питерскому коллеге Георгию Бурдукову (в интернет-кругах известному под ником Karter) за информационную и моральную поддержку. Также хочу выразить благодарность коллегам с форума имени Дмитрия Шумакова и diorama.ru за полезные советы, ценные критические замечания.

Купить журнал с этой статьей>>

О перекосах в моделизме
Константин Пономарев
Новосибирск

Устраивая выставки и конкурсы, мы постоянно наступаем на одни и те же грабли: по Второй Мировой можно формировать отдельные экспозиции немецкой техники, что бронетанковой, что самолетов, но советской или союзников – что называется “днем с огнем…”. У этого явления есть свои причины и следствия.

Те, кто начал заниматься масштабными моделями с наборов “Звезды”, только по рассказам старших товарищей знают, что в Советском Союзе кроме Novo и ГДРовских гражданских самолетов собирать, в общем-то, было нечего. Крохи, попадавшие на прилавки советских отделов игрушек, сметались несчастными моделистами за несколько часов. Но, судя по словам бывалых, это было прекрасное время, когда все друг друга знали, регулярно встречались и пополняли свои коллекции обменом. Моделей немецких самолетов времен войны тогда практически не было. Броня вообще вся пребывала в противозачаточном состоянии.

В СМ №25 прозвучало мнение Дмитрия Кондраткова о том, почему среди моделистов так много “фашистов”. Исторический аспект мы, интересующиеся историей, ищем, конечно же, прежде всего. Но, думается мне, дело тут вовсе не в истории. Большинство нынешних моделистов, а в их числе и я, в годы засилья “идеологически правильных” моделей собирали разве что погремушки и пупсиков. Здесь проблема в психологии. Ирина Постоева, психолог детского центра “Ника” (Новосибирск): “Есть теория, да и в психологической практике так сложилось, что “шпион” или “противник” - он умный и хитрый. Он много раз обходит и побеждает “наших”. В конце концов, конечно, “правильные” побеждают, и восстанавливается справедливость, но это в конце. А в самой игре вот эта сторона – так сложилось в литературе и в кино - она ярче выписана. И эту сторону принимает ребенок в играх”…
Купить журнал с этой статьей>>

 
На главную страницу сайта>>
© Журнал "СтендМастер".
''СтендМастер'' - журнал о масштабных моделях, макетах и диорамах